Каждый моделист, начиная очередной проект, подходит к тому моменту, когда задаётся вопросом – где добыть необходимое количество реек для реализации своей задумки? Хорошо москвичам – магазинов-магазинчиков, фирм и фирмочек, торгующих данной продукцией тьма-тьмущая, есть деньги – купил. Хорошо мастерам-пенолётчикам - есть масса вариантов построить самолёт без древесины. А как быть, если моделист не может обойтись без реек и шпона? А как быть тем, кого не устраивает ассортимент имеющихся в торговле пиломатериалов? А тем упёртым самодельщикам, чьи модели должны быть обязательно самодельными по максимуму? А тем, кто выбрал стезю руководителя кружка?
     В 1991-м, придя на должность руководителя авиамодельного кружка я столкнулся с этой проблемой вплотную. На складе ещё были запасы наборов для постройки различных моделей, для начала вроде и хорошо, однако качество вложенных пиломатериалов, мягко говоря, желало лучшего. Если из полусотни вложенных в коробочку реек набиралось более менее ровных и правильно распиленных на одну кордовую тренировочную пилотажку – тогда это считалось удачей. Распиливать чистовые сечения на имеющейся в наличии школьной циркулярке-фуговалке не вариант, хотя … В 2006 году, будучи на родной станции юных техников города Прохладного, что в КБР, тогдашний руководитель кружка уверял, что именно на таком станке пилит материалы. На мой вопрос, каким образом ему это удаётся, если зазор между столом и пильным диском больше сечения необходимых реек, мне показали ещё один станочек на 12 Вольт с минипильным диском, с питанием от ЛАТЭРА размером с небольшой холодильник. При попытке распилить брусок сечением примерно 50х30 мм движок остановился, добавка вольтажа привела к тому, что древесина задымилась. Проблема! Был у меня станочек УК-4 «Умелые руки» советского производства, вещь! Но и он оказался весьма ограничен в своих способностях. Наборы материалов «Сделано в СССР» на складе растаяли как июньский лёд в бухте Нагаева. Что делать? Закрывать кружок? Наличие ПРОБЛЕМЫ и желание её обойти привели к неожиданному решению. Заточный станок, имеющийся в наличии, давно пылился и занимал бесценное свободное место. Трёхфазное питание и количество оборотов в минуту давали надежду, что именно в нём решение злободневной проблемы. На переоборудование ушло полдня, главное – понять сработает или нет моя идея. Переоборудование подразумевало применение имеющихся в закромах материалов. Первое – был снят кожух и левый камень. Для удержания защитного приспособления прикручена полоска металла с кусочком дюралевого уголка, защита осталась в рабочем состоянии, а это значит, на случай проверки претензий ко мне по этому поводу не будет. Далее встал вопрос – какой пильный диск применить? Одному богу известно как в закромах очутились пильные диски по металлу диаметром 63 и 100 мм и толщиной от 0,8 до 2 мм, с разным зубом и в достаточном количестве. Победили те, что 63 мм, т. к. их было гораздо больше.



     Для того чтобы посадить диск на вал двигателя, понадобился переходник, который был тут же выточен из пруткового дюраля. Почему из дюраля? Так ведь так гораздо быстрее, идея проверялась на работоспособность и мыслей о долгосрочном использовании не было. Рабочий стол был выпилен из 5 мм оргстекла с деревянным брусочком в виде подкладки с одной стороны и дюралевым бугелёчком с другой. Направляющая из дюралевого уголка. Готово! 







     Включаем и… работает! В смысле пилит! Были опасения, что фрезерные диски (они без развода) будут плохо выполнять свою работу или, в крайнем случае, дымить (поджигать древесину). Ничего подобного! 1400 оборотов в минуту и 270Вт (единственное, что удалось прочитать на табличке, прикреплённой к двигателю) оказались в самый раз. Мощности хватило даже для того, чтобы распустить доску от свежеразобранного дивана. Однако это крайности, главное - модернизированный агрегат позволяет в таком виде напиливать шпон толщиной от 0,5 мм до реек шириной 20 мм, по высоте захват 15 мм. В эти параметры вписываются все необходимые сечения пиломатериалов. 

     Изношенные зубчики на диске легко восстанавливаются с помощью алмазного надфиля. Чистота распиленного материала позволяет применять продукт для постройки моделей без дополнительной обработки. Что ещё надо для долгой и счастливой творческой жизни любого технического кружка или мастера-самодельщика? И прав был человек, сказавший – нет ничего долговечнее временного. В таком виде станок служит нам верой и правдой уже 15 лет, количество напиленного материала измеряется километрами (только за прошлый учебный год распилено три фортепиано и один диван). В 2006 году мне удалось убедить того руководителя кружка из Прохладного переоборудовать его (точно такой же!) заточный станок, мотивируя его тем, что разоборудование и приведение станка в первоначальный вид занимает меньше десяти минут. Он согласился и никогда не забуду лицо его и тогдашнего директора той станции Сан Саныча, когда я на их глазах быстро и без проблем распилил кусочек двенадцатимиллиметровой фанеры на аккуратные трехмиллиметровые реечки. Уже в 2012 году в очередной раз заглянул на родную станцию, где сам, когда-то начинал осваивать азы авиамоделизма. Уже другой руководитель кружка - Лёша Мещеряков переделал станок основательно и грамотно. Заменил оргстекло на стальной лист, направляйку из дюраля заменил на стальную и переточил пильные диски с малого зуба на более крупный. Молодец! Надеюсь, моя идея послужит и Вам!