Все классические теперь книги по постройке авиамоделей, что мне попадались, предлагали начинать освоение этой интересной науки (после бумажных голубей и воздушных змеев) с воздушных шаров. Папиросная бумага, нарезать на "дольки", аккуратно склеить, наполнить над костром через ведро без донышка теплым дымом (воздухом) - и в полёт! Вроде бы и просто, но требуемого количества папиросной бумаги у меня под рукой просто не было, так что воздухоплавание было отложено до лучших времен.
Вернуться у воздушным шарам пришлось вот совсем недавно. Поскольку места для полетов на местной набережной не так уж и много, а появляться на публике многочисленное начальство требует, тема шаров получила некоторый толчок. Начать решили с массового и по-проще, с "МоНеТКА".
Работа началась, как водится, с изучения современного состояния вопроса постройки моделей воздушных шаров по материалам открытой печати, полезная это штука - интернет! И действительно, появились и новые материалы, и новые технологии. Самым полезным оказался проект "Летайте с нами!", на страницах которого и было найдено подробное описание постройки Модели Неуправляемого Теплового Комнатного Аэростата. Для начала - самое то.
Оболочка шара склеивается из тонкой полиэтиленовой пленки узким канцелярским скотчем, и если с пленкой проблем сейчас нет - мусорные пакеты всегда под рукой, разного цвета, толщины и размера, то за скотчем пришлось побегать. Самый распространенный в канцтоварах узкий скотч имеет ширину 18 мм, для шара это слишком много. Самый узкий, который удалось найти имеет ширину 12 мм. В природе же, я слышал, бывает и 8 мм.
Координаты для вычерчивания контура шаблона "дольки" оболочки, а их требуется шесть штук на оболочку, также приведены на странице проекта МоНеТКА.
Несколько отступив от рекомендованной технологии кроить оболочку шара решили настилом. У пакетов обрезаются боковые швы и листы пленки расстилаются на столе "стопкой". Сверху накладывается шаблон и фиксируется тяжелыми предметами.

После ножом по контуру вырезаются сами дольки. Жадничать сильно не стали, за раз кроится комплект на одну оболочку. Получается примерно вот так.

Самая простая часть работы сделана. Дальнейшее зависит от терпения, усидчивости и ловкости рук, поскольку около шести часов уходит на то, чтобы используя приспособления и технологию, описанные на странице проекта МоНеТКА, аккуратно склеить из отдельных "долек" оболочку шара.


Полюсное отверстие закрывается заплаткой шестиугольной формы

Горловина шара усиливается проклейкой скотчем, на горловину же скрепками крепится груз/парашютист на нитяных стропах - тут всё, как на оригинале.


Для наполнения оболочки используется обычный бытовой фен, и дует, и греет. С тонкой пленкой имеет смысл греть фен умеренно, Витёк 1600 на 2-й ступени хорошо прогревает воздух в оболочке, но заметно, что ещё чуток, и пленка будет готова плавится. При запусках, конечно, стараемся не перегревать оболочку.

Испытания на продолжительность полета проводили давно, точное время сейчас не вспомню, но секунд 40 - минуту шар мог висеть под потолком коридора, потом плавно опускался. Для полетов на улице МоНеТКА слишком лёгкая, потому она и Комнатный Аэростат.

Кружковцы, конечно, с большим энтузиазмом участвуют в запусках шара

Однако собрать шар, склеить его из отдельных "долек" - это было очень сложно. По крайней мере для младших школьников, а таких у нас было большинство. Вторую оболочку у нас склеил только один парень, но он в шестом классе учился, можно сказать, взрослый человек. У меня лично получилось собрать полностью две оболочки за день. В скором поезде Челябинск-Москва, очень медитативное занятие.

Впоследствии на одном из форумов отыскал программу для расчета координат "дольки" для шара заданного размера, который сильно пригодится при проектировании оболочки шара для, например, управляемого аэростата, на борту которого имеется и горелка, и запас топлива, и соответствующая аппаратура для управления и самим шаром, и полезной нагрузкой, которой, конечно, грех шар не нагрузить, коли подымет.
Расчет оболочки воздушного шара