Вместо предисловия:
"- Давненько не брал я в руки шашки."
и
"- Не было бабе заботы - купила она порося."

Сразу оговорюсь - пишу эту часть статьи (и последующие) не для заработка, а просто для души, ну и, может, кому-то будет просто интересно её прочитать. К сожалению, в одну статью всю информацию о моих переделках форум разместить не позволяет (молча без предупреждения режет текст при сохранении, хотя и пишет "Запись сохранена"), поэтому пришлось разбивать её на части:
Часть первая - Начало (эта статья).
Часть вторая - "Пилите, Шура, пилите".
Часть третья - Операция "Стальное брюхо".
Часть четвёртая - Операция "Сова".

Также упомяну, что приведённая тут информация изначально была размещена в моём дневнике. Итак, начну, пожалуй.


Давно я увлекаюсь р\у моделями. Были у меня и машины, и катера, и самолёты с вертолётами... А, вот, танков ещё не было. Ну а тут появилась возможность собрать партворк с Т-72 на р\у. Как я его увидел - глаза загорелись - танк, да ещё и собрать своими руками... Хочу, хочу, хочу... Это сейчас я, имея опыт сборки этого партворка, придушил бы на корню этот порыв (как говорил А.С. Пушкин "Души прекрасные порывы..."), ибо по цене и по качеству - это полный ужас и кошмар. Лучше взять кит от Тайгена или купить Т-90 от HengLong в Pro-версии - меньше потратите как денег, так и нервов. Но сейчас речь не об этом.

Часть первая - "Начало".
Итак, постепенно покупая номера я начал сборку танка. Т.к. руки у меня чесались, то решил сразу переделывать то, что мне не понравилось в стоковом исполнении. Первым под руку попал правый ящик ЗИП. Я перенёс его поближе к башне, немного переделав его крепление.


Затем я решил перенести выхлоп от дымогенератора с кормы, куда его вывела в стоке ДеА , на правильное место - левый борт. Для этого аккуратно расточил отверстия и на уровне второго отверстия (если считать слева направо) просверлил дырочку и вклеил в неё шланг от аквариумного компрессора. Всё едино родная трубка от дымогенератора даже до задуманного отверстия в корме не доставала. Ну и, покрасил выхлопную чёрной краской с небольшой имитацией потёков под ней.



Я решил перенести на верхнюю часть корпуса выключатели с низа танка. Так и добраться до них удобнее, и меньше шансов, что их забьёт грязью или закоротит водой при езде. Для этого я в моторном отсеке сделал вырез аккурат под крышкой моторного отсека, сделал самодельные петли и установил крышку моторного отсека на них.




Следующее, чем я занялся, был ТПН, ибо тот "дымоход" что пришёл с очередным номером журнала от ДеА меня отнюдь не впечатлил.
Сначала из пластика я сделал несколько вариантов ТПН и окрасил их:


Затем окончательно переделал ТПН в съёмный, в том числе и в плане электроники (провода к ИК-приёмнику). При переделке в качестве разъёмов использовались разъёмы от сервоприводов ("папа" и "мама") и, естественно, родной провод от ИК-приёмника, предварительно разрезанный на две части.
Сначала я сделал опорную пластину, которая будет крепиться изнутри башни в месте крепления ТПН (по бутербродной технологии из 2,5 мм ПВХ). Дремелем в её центре проделал прямоугольное отверстие под разъём от сервопривода (установил там "папу") и приклеил установленный разъём суперклеем. Естественно, перед приклейкой обжал провода на пинах разъёма и пропаял их для большей надёжности. В муляже также выпилил углубление и вклеил в него разъём сервопривода, но без установленных пинов (т.е. пустой). Затем изготовил из ПВХ донце для цилиндра ИК-приёмника, проделал в нём отверстие под разъём сервопривода ("мама") и, предварительно обжав и пропаяв провода на пинах разъёма, вклеил его в донце. После слегонца покрасил белый пластик и всё.
Опорная пластина с установленным разъёмом и проводами для подключения к плате:


Муляж ТПН с вклеенным "пустым" разъёмом сервопривода:


ИК-приёмник с вклеенным разъёмом сервопривода (в последствии он будет ещё раз переделан, но об этом чуть позже):

Установка опорной пластины в башне:
Вид снаружи и изнутри:



А так всё выглядит при окончательной установке деталей на (и в) башню муляжа и ИК-приёмника:


По приходу ванны с электроникой возникла проблема с родным блоком управления от ДеА - он тупо сгорел, даже не начав толком работать. Помаявшись с попыткой замены блока по гарантии (претензию о браке ДеА на тот момент принимала только от граждан РФ и только по РФ отправляла замену, и это не смотря на официальную продажу журнала в РБ), я плюнул на всё и купил плату управления Clark TK22 T-55 (звуки от Т-55), о чём не жалею. По приходу платы я продолжил сборку и модернизацию.
В свете того, что Clark поддерживает откат и механизм наводки с помощью сервоприводов, решил этим воспользоваться, ибо откат на серве реалистичнее того, что предлагает ДеА. Что использовал для переделки:
1) Пластик ПВХ толщиной 2,5 мм
2) Сервоприводы (в моём варианте это были Crona 919MG) 2 штуки
3) Качалки на сервоприводы 2 штуки
4) Тяги (в моём случае - не регулируемые) 2 штуки
5) шаровые опоры 4 штуки (на них надеваются тяги)

Начал с вертикальной наводки. Сначала прикидывал где в башне можно расположить серву. Потом подумал и решил разместить её там, где раньше была плата башни. Всё едино при установке ТК22 эта плата не нужна. Из ПВХ толщиной 2,5 мм сделал ложемент для сервы. На серву одел качалку, в которую предварительно вкрутил одну из шаровых опор, и установил в ложемент. Затем прикрутил его вместо платы:


Потом я взялся за механизм отката. Сначала разобрал его и вынул все внутренности (шестерни, пружинки и т.п.). Потом отрезал лишнее (ту часть, где находился мотор). От центрального штифта (или как там он называется... к нему крепится дуло) открутил пластиковую полоску с двумя зубами, а на её место прикрутил шаровую опору и надел на неё одну из тяг. Вторую шаровую опору прикрутил к качалке сервопривода, а сам сервопривод поместил в один из изготовленных ложементов. Экспериментально подобрав расположение, приклеил ложемент к корпусу механизма отката, после чего надел тягу на шаровую опору качалки. Кроме того, в одну из боковин я вкрутил последнюю шаровую опору и закрепил на ней тягу, которая потом будет надета на шаровую опору сервопривода вертикальной наводки. Что получилось - видно на фото:


После этого, я установил всё в башню, закрутил винты и надел тягу на шаровую опору качалки сервопривода вертикальной наводки:


Приложил шестерню, чтобы ещё раз убедиться, что ничего ничему не мешает:


После этого я занялся изготовлением бокса для платы управления, дабы защитить её от попадания грязи и воды. Попутно сделал кожухи для редукторов и перенёс основной выключатель и регулятор громкости (ибо другие выключатели мне не нужны и я их просто демонтировал) со дна на верх, под крышку моторного отсека, ибо не удобно каждый раз поворачивать танк для его включения и выключения. Включение и выключение дым-машины я сделал с пульта при помощи управляемого выключателя. Именно поэтому её выключатель и не выносился под крышку моторного отсека.





Теперь к выключателю и регулятору громкости легко добраться. Для этого достаточно поднять крышку моторного отсека (петли на крышке пришлось немного переделать - из П-образных сделать Г-образные):


Ну и когда крышка закрыта, то ничего не напоминает о том, что под ней:


После этого стал потихоньку подключать электронику к блоку управления. Сначала подключил светодиод в стволе и ИК-диод в маске. Затем подключил к ТК22 блок ИК-приёмников от ДеА, которые шли с "дымоходом", т.е. ТПН (шёл с 37 номером журнала). Собственно, снова переделал этот ТПН. В первый раз я сделал его съёмным, а теперь я его укоротил на 5 мм и встроил в него индикацию попадания (как у ИК-грибков Tamiya), которую, в свою очередь, подключил к плате ТК22 через встроенный дополнительный (второй) разъём от сервопривода (встраивал разъём как в ТПН, так и в опорную пластину в башне). Для индикации взял 4 красных диода с платы, крепившейся в корме танка (она шла с 23 номером журнала). Три диода подключил последовательно, а четвёртый - параллельно им. Результатом вполне доволен - всё светится и всё видно. Ниже фото того, что получилось.

Сам ИК-приёмник с индикацией попадания:

Походный и боевой варианты танка:



Вот видео тестового заезда (управление идёт с пульта Turnigy 9x с er9x на борту):


А это видео, показывающее работу ИК-приёмника со световой индикацией:


Теперь хотел бы чуток остановится на подключении электроники Т-72 к плате управления Clark TK22.
Само подключение вполне обычное. Я никаких промежуточных плат а-ля ДеА или HL не использовал. Подключал элементы напрямую к ТК22 в соответствии с распиновкой, указанной на сайте Clark.
Вот схема расположения элементов платы:


Это схема с нумеровкой пинов на разъёмах:


Т.к. я переделал механизм отката и вертикальной наводки под сервоприводы, то, соответственно, я использовал не все разъёмы на плате управления.
Самый важный разъём - это CN1 (пин 1 это "+", пин 2 - это "-"). Именно в него подключается разъём "А" от аккумулятора и выключателя питания. Но не забудьте, что в разъёме питания "А" надо поменять полярность ("+" и "-" местами), в соответствии с приведёнными выше схемами, иначе спалите плату на раз-два.

В разъём CN2 подключается ИК-приёмник (HBU) и индикация попадания (светодиоды).
1. HBU/TBU +
2. HBU/TBU SIG
3. HBU/TBU -
4. TBU FLASH LED -
5. TBU FLASH LED +
Внимание, на 4 и 5 пины приходит высокой напряжение, порядка 6-7v. Поэтому, если подключать сюда 4-ре светодиода, то их надо подключать так: три диода подключать последовательно, а четвёртый - параллельно им.

Т.к. я не использую вспышку высокого напряжения, то разъём CN3 меня не интересует.

В разъём CN4 подключается регулятор громкости. Распиновка разъёма такова:
1. Volume Signal Output ( Wiper pin of VR )
2. Battery -( 1 outside pin of VR )
3. Volume Signal Input ( 1 outside pin of VR )
Тут распиновка родного регулятора громкости от ДеА, вроде, подходит без переделок (надо только заменить разъём), но я, исходя из фото на странице Clark'а, поменял местами красный и синий провод.

В разъём CN5 подключается динамик. Распиновка разъёма:
1. "-" динамика
2. "+" динамика
Опять же - нужна замена разъёма.

В разъёмы CN6 подключается левый мотор.

В разъёмы CN7 подключается правый мотор.

В разъём CH1 подключается канал Aileron (отвечает за повороты танка)
В разъём CH2 подключается канал Elevator (отвечает за движение вперёд\назад)
В разъём CH3 подключается канал Throttle (мультифункциональный канал 1)
В разъём CH4 подключается канал Rudder (мультифункциональный канал 2)

В разъём CN9 в моём варианте подключаются фары и механизм поворота башни.
Фары я планирую подключить к пинам 2 и 3.
2. Head Light LED-
3. Head Light LED+
У меня между пинами 2 и 3 напряжение было тоже, что и на клеммах аккумулятора - 7,4v. По сему подключал через кренку (стабилизаторы напряжения) на 5V и светодиоды (на плате ДеА они подключены параллельно) подключал через токоограничительный резистор на 2,2 Ом (какой был в наличии), впаянный в разрыв плюсового провода.
Механизм поворота башни подключается к пинам 8 и 9

Дыммашину я буду подключать не через плату, а через управляемый выключатель. По сему разъёмы CN10 (подключение дыммашины) и CN11 (подключение выключателя дыммашины) не использую.

В J1 подключается ИК-светодиод
1. IR LED +
2. IR LED -

В J2 подключается сервопривод переделанного механизма отката (минусовой провод смотрит наружу).
1. Signal( White Wire)
2. +5V ( Red Wire)
3. Battery - (Black Wire)

В J3 подключается светодиод вспышки в стволе
1. LED +
2. LED -

В J4 подключается сервопривод переделанного механизма вертикальной наводки (минусовой провод смотрит наружу).
1. Signal ( White Wire)
2. +5V ( Red Wire )
3. Battery - (Black Wire)

Вот, собственно, и всё подключение.
Настройка же платы управления производится с помощью пульта управления от Sony. Для этого, к плате подключается ИК-приёмник и светодиод, для индикации выбранного варианта настройки.
Пульт от Sony я покупал специально, а в качестве ИК-приёмника и световой индикации я использовал сделанный мною же ТПН с индикацией. Ознакомится с инструкцией по подключению и настройке Clark TK22 можно на сайте производителя (на английском). Но если у кого-то проблемы с английским, или ему просто приятно читать инструкции на родном языке, то он может скачать мой перевод инструкции для настройки платы ТК22, которая находится в прикреплённом файле (SettingsofClarkTK.pdf).

Ну, и хотелось бы немного пояснить, почему я выбрал именно Clark TK22.
1. поддержка отката на серве
2. поддержка механизма вертикальной наводки на серве
3. реальная плавность хода танка в плане движения
4. поддержка двух систем ИК-боя (Heng Long и Tamiya)
5. световая индикация попадания в танк
6. возможность отключить откат танка при выстреле
7. возможность отключить дёрганье танка при попадании в него (хватает индикации попадания)
8. более-менее нормальные звуковые эффекты.
9. возможность работать с нормальными пультами от 4-х каналов и выше, на которых можно настроить плавность движения, поворотов и т.п. А у меня, аккурат уже была авиааппаратура Turnigy 9x.
10. возможность выбора режима управления - разные варианты микширования (с возможностью отключения суперспина) или безмикшерный режим - отдельный стик на гуслю (правый стик отвечает за правый трак, левый - за левый)
11. возможность настроить танк при ИК-боях по тамиевскому протоколу (тип танка, количество попаданий, количество снарядов, время перезарядки и т.п.)
12. возможность хранить две предустановки и возможность сброса к заводским настройкам (я использую одну предустановку для тамиевских боёв, а вторую - для хенглонговских).
13. финансовая составляющая - плата не самая дорогая по деньгам и с хорошим соотношением цена\функциональность.

Кроме всего прочего, решил я перенести ИК-диод из маски орудия в ствол. Для этого из оргстекла сделал мал-мала хитрую втулку длинной около 25 мм и диаметром около 8,5-9 мм:


В ней сделал сквозное отверстие диаметром 5 мм, а сзади (до половины длины втулки) рассверлил отверстие до 6 мм. Затем сделал пропил на всю длину 6 мм отверстия (т.е. до половины длины втулки) шириной около 3 мм. Сзади в центральное отверстие сначала вставляется ИК-диод, на который одета обычная трубка от сока, обёрнутая одним витком чёрной изоленты, дабы ИК-сигнал не проходил через эту трубочку на боковые стенки канала. При этом ножки у ИК-диода я изогнул "Г"-образно, чтобы они не мешали свотодиоду и, проходя по пропилу вдоль втулки, не выходили за её наружные размеры.



Потом, за ИК-диодом устанавливается светодиод для имитации вспышки при выстреле.


После светодиод фиксируется с помощью клеевого пистолета и весь блок оборачивается изолентой, чтобы он достаточно плотно сидел в стволе. Естественно, провода для ИК-диода нужно удлинить.


Ну и сам процесс установки трудностей не доставил. Сначала светодиоды протаскиваются через ствол, затем всё фиксируется так, как была описано выше (с помощью клеевого пистолета и изоленты). Когда всё готово - весь блок вставляется в ствол и получается вот такой результат:


Вот видео с примером работы данного блока:


Ну и для тех, кто решил установить на танк комплект аппаратура-блок управления от HengLong, выкладываю схему подключения к RX18 третьего поколения.


Где:
1. BAT - разъём аккумулятора (не перепутайте полярность, т.к. у ДеА "+" и "-" на разъёме "А" поменяны местами)
2. IR LED - ИК-светодиод (соблюдаем полярность при подключении)
3. HBU - ИК-приёмник. Имеет три контакта - минусовой (В-), сигнальный (Sig) и плюсовой (+4,5v)
4. Recoil Switch - выключатель на механизме отката (не путать "+" и "-" ибо сюда подключается и светодиод в стволе (о нём чуть ниже)
5. Speak - динамик
6. Smoke machine - дым-машина
7. M.G. LED - светодиод пулемёта (на Т-72 такого нет)
8. H. Light LED - фары (не путать полярность и проверить сколько вольт туда приходит, чтобы не спалить светодиоды в фарах)
9. Recoil Motor - мотор механизма отката (проверить полярность, т.к. у ДеА может быть поменяны местами "+" и "-".
10. Gun Elev Motor - мотор механизма вертикальной наводки
11. Turret Motor - мотор механизма поворота башни
12. Bind - сюда подключается кнопка биндинга (согласования) блока управления с пультом
13. Motor right - правый ходовой мотор
14. Motor left - левый ходовой мотор
Касаемо подключения светодиода имитации вспышки при выстреле, размещённого в стволе, - он подключается только через резистор (вроде, порядка 1 КОм) в разрыв концевика на механизме отката ствола (Recoil Switch). Ну и стоит проверить сколько вольт туда приходит, чтобы не спалить светодиод в стволе.

Платы от ДеА не используются, ровно как и приёмник от ДеА. Их можно смело снять и... положить на полку или выкинуть.

Часть вторая - "Пилите, Шура, пилите".