Всем доброго времени суток! Это небольшая статья, раскрывающая некоторые моменты творческого процесса создания моей новой модели INSIDER.
Проект INSIDER появился в конце 2011-го года, как способ борьбы с осенней депрессией. Изначально он не имел какого-либо названия, кроме индекса Ал-601 ТМПИ. Крайние буквы означали тактический многофункциональный перспективный истребитель))). Планировалось применить некоторый положительный опыт эксплуатации модели S-61 "RED STAR". Изготовление 601-го растянулось на долгий период с большими перерывами в работе. В процессе проект пережил несколько значительных изменений.
Перед основным рассказом о моделе, решил разместить видеоролик, в котором собрана нарезка некоторых моментов работы в моделке. Это для того, чтобы передать немного незатейливой, в меру уединённой и неспешной атмосферы вокруг волшебного действа - изготовления нового самолёта!
Что же это за штуковина такая? В основе Инсайдера лежит идея истребителя переходного 5-6-го поколения. В основном этот самолёт должен быть оператором ББС (боевые беспилотные самолёты) и уметь выполнять функции ударной машины и, по-возможности, перехватчика. Некоторые особенности дизайна 601-го диктуются соображениями о снижении ЭПР (эффективная площадь рассеивания, влияет на радиолокационную заметность). Отсюда и верхнее расположение воздухозаборников, и одинаковая стреловидность передних и задних кромок у крыла и ЦПГО, и доминирование трапеций в поперечных сечениях фюзеляжа, интегрированного в крыло, и... Также и сопло с всеракурсным ОВТ выполнено плоским для снижения заметности, но в ИК диапазоне. Похожее сопло, но без ОВТ, у YF-23. Так оно выглядит у американца:
В общем, авиамодель Инсайдер - это результат очередного этапа игры в авиаконструктора))).
Итак, кроме всего прочего, всё началось вот с таких эскизов, выполненых в 3DS MAX 2009:
По-началу трудно было определиться с воздухозаборниками и наплывами. В итоге всё пришло к такому виду:
Именно с этих эскизов и решено было начать проектирование модели. В качестве движущей силы был выбран 90-й 7-ми лопастный импеллер под 6-ти баночный ПАК. Также решено было оснастить модель убирающимся шасси в виде дешёвых электрических ретрактов, которые были в продаже на тот момент. В качестве основных сервоприводов были выбраны дешёвые HXT900. На элевоны решено было поставить более мощные и надёжные 939MG. В итоге основные комплектующие на момент начала выглядели таким образом:
Импеллер: Импеллер 7 лопастей 3.5 дюймов
Двигатель: Бесколлекторный двигатель для вертолетов Turnigy 3025-1500kv 1300w
ПАК: Аккумулятор Turnigy 4000mAh 6S 30C Lipo Pack
Регулятор: Регулятор скорости Turnigy 85A с 5A SBEC для бесколлекторных моторов
Ретракты: Система уборки и выпуска шасси Turnigy DSR-A
Сервоприводы на элевоны: HobbyKing 939MG сервопривод с металлическим редуктором 2.5 кг/ 12.5 г/ 0.14 сек.
Основные сервоприводы: HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Этот выбор был обусловлен желательными габаритами и массой модели. В длину хотелось около 1,5 метра, а масса чтобы сохранялась в пределах 2 кг. Вот такие жёсткие рамки были заданы)))
Далее решил погонять схему в доступных прогах, таких как WinLaengs и FLZ Vortex. В винлаендже прикинул центровку:
В вортексе прикинул скорости сваливания и полётные скорости при массе от 1,8 до 2,2 кг.
После всех этих манипуляций появилась некая отправная точка и немного уверенности в завтрешнем дне))). Далее поездка за клеем, потолочкой и всякой всячиной типа реек и всяких там трубок для усиления пенной конструкции, ну и начало процесса изготовления аппарата.
В основу силовой конструкции самолёта задумано было сделать реечную раму. С неё и начал делать самолёт. Вот так выглядела основная часть рамы в начале стройки:
Далее пошла в дело потолочка. Конструкцию крыла пришлось сделать не так, как хотелось изначально. А изначально хотелось последовать примеру силового набора треугольного крыла Миража 2000. К укреплённой передней кромке подогнать несколько прямых лонжеронов, как показано на схематичном рисунке:
Но из-за некоторых сложностей, связанных с компоновкой основных агрегатов и отсутствием возможности изготовить сложные шпангоуты, пришлось отступить от оптимального решения и пойти другим путём, путём компромиссов и адаптации под "производственные" возможности кухонного стола.
Чуть не забыл, профили для этой модели пришлось разработать самому. За основу был взят профиль М10:
На этом моменте первый этап стройки, который продлился около 2-х недель, закончился и последовала пауза примерно в один год!. В это время было сделано две других модели - AL-605 и AL-607. Опыт создания и эксплуатации самолёта AL-607 повлиял на проект Инсайдер, в результате чего он получил ряд серьёзных изменений: уменьшились габариты, изменилась геометрия крыла и воздухозаборников.
Следующий этап стройки стартовал в связи с перездом в моделку! :) Это произошло в конце 2012-го года. Далее фоторепортаж пойдёт уже из мастерской школы авиамодельного спорта "Полёт".
На этих фото фигурирует версия с одноместной кабиной. Дело в том, что изначально планировался Инсайдер двухместным, но потом проект был пересмотрен и среди прочих изменений самолёт получил одноместную кабину. Вот так выглядит эскиз одноместной версии:
Далее, всё-таки решил перейти опять к спарке, ведь самолёт-оператор должен иметь вторую кабину. Но одноместная кабина уже сделана и расположена в съёмной части грота. В результате сделал ещё один грот, но уже со спаркой и получилось две версии модели. Хочешь, так летай, хочешь - эдак. После такого решения появилась идея ещё об одном гроте, с установленным на нём ФПВ оборудованием со стереоизображением. Стереоэффекта предполагается достичь при помощи двух камер на поворотной тарелке с оборудованием, которое сможет передавать два параллельных сигнала отдельно на каждый мониторчик видеоочков. Но это отдельная тема для исследования и статьи. Версия стерео-ФПВ в проекте выглядит таким образом, как робот-терминатор))):
И вариант со съёмными переставными консолями:
Идея о съёмных частях самолёта, о заменяемых модулях, меня посещала и ранее, ещё в первой стадии строительства модели. Подробней об этом можно прочитать пройдя по ссылкам, указанным в конце статьи под надписью дополнительная информация.
Так, возвращаемся в моделку и далее пойдут фото основной двухместной версии Инсайдера. Фото и видео делались не каждый раз, поэтому в показе процесса имеются пропуски.
Вот планер модели почти готов и можно приступать к окрасу. Окрас решено выполнить при помощи цветного скотча и нитромаркеров.
И вот почти готовая модель! Осталось установить импеллер, который пришёл не так давно, зашить часть низа, сбутафорить створки ниш шасси и подготовить к полётам. Размеры получились такими: длина 130 см, размах 102 см. Масса в районе 2200 грамм.
Полётные испытания запланированы на конец апреля. Программа испытаний состоит из 20-ти полётов. Практика показывает, что мне на испытание и отладку модели требуется 8-10 полётов, но в случае с Инсайдером явно потребуется больше. Это связано с тем, что модель имеет усложнённую аэродинамическую схему и потребуется опробовать несколько алгоритмов отклонения рулевых поверхностей и запрограммировать их в меню миксов.
На этом пока всё. До новых встреч!
Дополнительная информация по данному проекту:
http://www.alexandrov-jets.ru/proekty-koncepty/hobbi/al-601-insider-tmpi/
http://www.aljets.ru/html/al-601.html
http://forum.rcdesign.ru/blogs/57357/blog13020.html
http://forum.rcdesign.ru/f101/thread270404.html
Стойки со створками:
P.S. Самолёт уже совершил несколько пробежек с рулёжкой. Так же на полностью собранном аппарате выявились проблемы с нехваткой центровки. Стойка шасси в убранном положении ограничивает возможнсть сдвига аккумулятора вперёд. В результате сэкономленный вес придётся вновь вернуть в виде груза в носу.
Уверен, что кто-то скажет, что и этот самолёт всё тот же "один и тот же"! :))) А в комментах, как я понял, имели в виду под "одним и тем же" самолётом, кроме которого у меня ничего нет, вот эту модель:
Это 607-й. Так вот если присмотреться, то кроме окраса и воздухозаборников, которые на 601-м и были изменены по примеру 607-го, нет ничего общего вообще. На 607-й всех боьше похож 605-й, но степень сходства меньше чем даже у Миг-31 и Миг-25. Про другие модели вообще нет смысла говорить, т.к. они рядом не стояли по схожести с этими экземплярами.
P.S. Если не вникать в детали, то "одним и тем же" самолётом можно считать следующие группы:
1 - Ту-154, Боинг - 727, Як-42
2 - Миг-29, Су-27
3 - Миг-25, Миг-31, F-15
4 - Миг-15, Миг-17, Ла-15, Сейбр
5 - Миг-21, Су-9, Су-11
6 - Ту-144, Конкорд
7 - Еврофайтер, Рафаль
8 - Су-24, F-111, и даже Торнадо можно сюда втиснуть...
9 - Ту-160, B-1B
10 - F-22, Т-50
...и неговоря уж про лёгкие учебно-тренировочные реактивные самолёты.
В общем, если Вы не Китаец, то в китайском цирке все звери на одно лицо! ;)
Поддерживаю Вячеслава Судакова - оправдываться не надо.