Собрать его и обкатать не составит большого труда для опытного моделиста. А как быть тем, у кого все только впереди, да и еще хочется попробовать полетать по камере? Вот для таких как они (как и я) и предназначена данная заметка.

 

Постараюсь писать кратко и не утомлять Вас большим количеством буковок. Надеюсь что после прочтения Вам не придется как мне долго и упорно искать ответы, то тут уточнить, то там не сходится, и удастся заказать все и сразу чтоб потом не ждать отдельных посылок.

 



Было заказано (что то докупалось по ходу):

- Hobbyking Bixler 2 EPO 1500мм (KIT)

- двигатель D2826-6 2200kv (лично замерил потребление тока Мах с пропом 6*3,5 – 22А. В принципе регулятора на 30А будет достаточно)

- 4 аккумулятора ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C (одного в спокойном режиме хватает на 15-25мин., сколько нужно Вам – считайте сами, с FPV садятся быстрее, мне 4-х в самый раз)

- сервоудлиннитель 20 см (JR) 10шт/уп. (можно взять пару упаковок, вещь полезная и всегда пригодится в моделизме + сервоудлиннитель 40 см (JR) 10шт/уп. (они нужны для элеронов/закрылок)

- микросервомашинка Turnigy TG9e 9г / 1.5кг (взял 7штук: 2*элероны, 2*закрылки, 2*руль высоты/направления, одна в запас)

- разъемы XT60 мама/папа оригинальные (чтоб было чем подключать регулятор к аккумулятору)

- реверс сигнала от Turnigy (для закрылок)

- TURNIGY 3A UBEC (не доверяем питание приемника, сервоприводов и пр. регулятору)

- HobbyKing Red Brick 50A ESC (Opto) (знаю что репутация у них не очень, но когда заказывал в наличии были только они. Пока проявляет себя очень даже хорошо на самоле. Планирую заменить на 40А плющ от турниги)

- воздушный винт Master 6x3,5 (2шт)

- 3 панели яркого стробоскопического света (красный, зеленый и синий). Очень красиво мигают, яркие, помогают в ориентировке модели.

Это был список того что необходимо (аппаратура у Вас конечно же есть). Теперь перечислю что было бы очень полезно заказать в довесок:

- бипер разряда аккумулятора (можно пару, про запас)

- разъемы штыревые 3,5мм для подключения двигателя к регулятору

- клей для склейки + циакрин

- JST-XH Parallel Balance Lead 3S 250mm (2xJST-XH) (пригодится для питания FPV, питания приемника видеосигнала)

- лента крепления батареи

- клейкая лента-липучка

- запасные кабанчики

- сильные редкоземельные магниты

Сборка

Перед склейкой дотошно прикинул что и куда встанет, примерил двигатель, регулятор (ему пришлось удлинять провода), проверил верно ли вращение сервоприводов. Склеивал на клей который был в комплекте. Впечатление – негативное, очень долго сохнет, даже через неделю можно растянуть как резину. Рекомендовал бы сразу прикупить нормальный клей для ЕПО. В крылья сразу вклеил мигающие светодиоды, их провода протягивал вместе с проводами элеронов и закрылок (закрылками хотя пока так и не пользуюсь, все же решил установить сразу, чтобы потом не пришлось разбирать крылья). Сервоприводам элеронов/закрылок требуется удлинители проводов, закрылкам еще и реверс вращения (либо придется разворачивать сам сервопривод).

Крылья скрепляются между собой винтами, но почитав форумы я отказался от них и оказался прав. При крашах это лишь ухудшит последствия, а гиперактивным пилотажем, для которого нужны мегапрочные крылья и их скрепка, я не занимаюсь. Прикупил в магазине радиоэлектроники мощные магниты, D10мм * 1мм, в пластиковых проставках крыльев бормашинкой сделал посадочные под них, клеил на циакрин. Результат – при крашах крылья расцепляются, но ни сами не ломаются, ни ломают фюзеляж в посадочных пазах.

 

 

 

 

 

Фюзеляж ничем не укреплял, клеил как есть, в хвост также был установлен светодиод. Крылья высоты и направления – съемные, система проста. Надеюсь что на фото она понятна. Прочность такого соединения – мне пока не удалось их рассоединить при крашах. А главное – самолет можно спокойно переносить в той же коробке, в которой его и присылают. У меня например туда еще влезает вся мелочевка, пульт и FPV.

 

 

Низ был раскрашен разноцветным скотчем, после чего прогрет утюгом для лучшей адгезии. Изначально установил наклобучку на днище, та что идет прозрачная в комплекте, но так как я сажусь всегда в траву, она стала просто не нужна.

Оснащение

Под мой мотор требуется винт 6*3.5 (при 12В). Вот с ним я пролетел, начитавшись «умных советов» решил ставить винт 7*5 (штатный), но с ним двигатель адски греется даже в пол газа, рука не держит. Пришлось до заказывать. Пригодилось то, что при удлинении проводов регулятора, я использовал разъемы, и расположил их напротив вент.отверстия. Винты пришли не того вращения что заказывал – пришлось менять полярность вращения двигателя путем перемены местами любых двух проводов между двигателем/регулятором. Регулятор я расположил под сервоприводами руля высоты/направления, особо он не нагревается. Приемник и стабилизатор вынес на крышу, подальше от BEC-а/регулятора/серв. Аккумулятор крепится на ленту-липучку, купленную в ближайшем магазине. К аккумулятору/фюзеляжу клеил на тонкий армированный двухсторонний скотч, но можно купить и готовый.

 

 

 

 

 

 

Обкатка

Лично у меня проблем никаких не возникло, полетел с первого раза. Центровка как в инструкции, для этого, аккумулятор пришлось вынести максимально вперед. Взлет где то на 60-70% газа. Лучше пробовать над высокой травой – падение в нее скорее всего окончится лишь расцепкой крыльев, либо вообще ничем).

Первый комплект FPV

Долго не думал, летать к бабушке в соседний город тоже не собирался). В общем хотел «низко и близко», посмотреть на округу свысока и понять – нужно оно мне или нет.

Заказал:

- 900MHZ 200mW Tx/Rx & 1/3-inch CCD Camera PAL 420TVL

- Мини система OSD с GPS модулем (его взял для мониторинга напряжения батареи)

- аккумулятор Turnigy 1450mAh 3S 11.1v Transmitter (брал в довесок, но оказалось что от него очень удобно питать приемник видеосигнала)

Пришлось попотеть при сборке, точнее пайке всех разъемов/проводов в единое целое. OSD вживлял вместе с передатчиком/камерой. Питание для передатчика/камеры/модуля OSD брал с балансного разъема ходового аккумулятора через разветвлитель (к нему же подключен бипер разряда батареи). Питание для GPS модуля брал с приемника (лучше конечно же взять сразу с BEC-а), провод питания сразу заменил на более длинный. Камера установлена на алюминиевую пластинку и приклеена к кабине на двухсторонний скотч. «Саркофаг» камеры – экструдированный пенополистерол (фасадный пенопласт для теплоизоляции). Угол наклона камеры регулируется посредством загиба пластинки. Передатчик приклеен также на скотч + липучка для подстраховки, т.к. греется он весьма изрядно. Ставить далеко к концу не стал, так как с родными антеннами замучаешься ловить центровку потом.

Первый полет был со штатными антеннами, видео по ЭЛТ телевизору (пришлось городить 150м проводов чтоб поставить телек в поле))). Есно центровка. Полет. Видео нет, да оно и не нужно – огородов что ли не видели?))) Видео с кратковременными незначительными помехами (помехи преимущественно при маневрах, сказывается судя по всему линейная поляризация антенн) в радиусе 300-400м/высота 50-70м (местность очень чистая от радиопомех, открытое пространство), дальше сильный снег, дальше не испытывал судьбу…). Полет в пол газа, непривычно все же - постоянно доруливаешь, жаль нет линии горизонта на картинке. Первый облет был со штурманом – племянник стоял рядом и говорил мне куда летит самолет, высоту, напряжение аккумулятора. 4 аккумулятор мы как раз и прозевали – не рассчитал время захода на посадку. Упали немного, сломали крыло высоты/быстро склеили содой и циакрином. Над антенной приемника – мертвая зона, не пролетайте над нею, можете кратковременно потерять видеосигнал, не сметрельно но неприятно, а главное неожиданно.

По поводу OSD – GPS модуль работает медленно, от самих голых координат толку нет (если только не записывать полет – при падении самолета в …ти километрах от точки старта координаты будут полезны при поиске, но т.к. я летал «низко и близко» - они мне как слону качели нужны). Альтиметр (высотометр) – вещь полезная, дает представление на какой высоте летает модель. RSSI – интенсивность сигнала управления, хочу использовать, но у меня пока на приемнике его неоткуда замерять, заказал для FrSky приемник D8R-XP, там он есть.

Полетав на штатных антеннах решил их заменить для увеличения дальности. Выбрал для себя оптимальный вариант клевер-клевер (одинаковые, ставятся на передатчик и приемник). Плюсы – всенаправленность, не дают помех при маневрах т.к. поляризация круговая, по слухам/сведеньям из форумов улучшают качество передаваемого видео (ничего не могу сказать, не заметил). Делал по статье из интернета, с проволокой не заморачивался и взял что было под рукой – медная жила диаметром 1,2мм, делал на частоту 910Мгц, никакими лампочкотестерами не тестил да и вообще голову себе не забивал, это была так сказать проба пера. Полет с ними дал результат: дальность до 500-600м/высота 100м вообще без помех. Помех стало вообще очень мало по сравнению со штатными. Над приемником зона конечно не мертвая, но помехи дает ощутимые. Установка клевера на руль сбоку потребовала триммирования руля, да и центровку пришлось немного догружать спереди. Последние полеты закончил серией падений (о них ниже), но клеверу хоть бы что, аж обидно стало что вся морда у модели всмятку, а на нем ни одного «лепестка» не погнуло. С клеверами летал уже в открытом поле, для этого позаимствовал телевизор ЖК, самый дешевый, питание от 12В (подключил к авто аккумулятору). У него сильная засветка, поэтому пришлось повесить в салоне.

 

 

 

 

 

 

 

 


Теперь в планах: увеличить дальность полета до 2-3 км. Для этого заказал передатчик на 700мВт, приемник D8R-XP, сижу и изучаю технологию изготовления направленной антенны приема круговой поляризации Хеликс (для видеосигнала) и изготовление направленной антенны линейной поляризации Патч (для радиоуправления).

Краши. Слетели настройки в пульте управления (турнига 9хр), настроил но не правильно выставил элероны – в результате падал до тех пор пока не исправил. Модель отделалась только разбитой мордой. А вот теперь почему мне так понравился бикслер – морду обмотал скотчем прямо на поле и все. К полету готов – полетели, жаль правда что камера чуть в бок смотрела.) Править морду буду путем нагрева термопистолетом и склейкой на циакрин + пищевая сода. Усилять морду не собираюсь (типа нахлобучка из бутылки и пр.) – лишусь демпферной сминаемой зоны, лучше помять перед, чем перед уцелеет но порвет все к чему он крепится.

 

 

Пока это все все что хотелось бы поведать. Буду рад помочь тем, кто как и я делают первые шаги в освоении полетов от первого лица. Если будут какие то вопросы – можете писать на ufamak@yandex.ru , но письмом вида: Тема- вопрос по бикслер, вопрос - ….

+ буду премного благодарен, если кто нибудь поделиться подробным рецептом использования закрылок (для взлета и посадки), с информацией по микшированию (желательно на пульте Turnigy 9XR).

Удачи!