. Здравствуйте уважаемые моделисты.
.
Думаю многие из Вас не равнодушны к такому виду самолетов, как бипланы, мне к примеру они всегда нравились. Захотелось и мне добавить в свой "ангар" бипланчик, а еще лучше - полукопию.
.
Выбор сначала пал на Pitts. Но поразмыслив о сложностях очертаний (капот, законцовки крыльев и хвоста), решено было попробовать сделать Comet. Почему-то он показался конструктивно проще.
.
Итак Fk 12 Comet - небольшой биплан выпускаемый в Германии с 1997 года в одно и двух местной модификациях. Длина самолета 5,5 м, размах крыла 6,7 м, полетный вес 450 кг. Вот небольшое видео
для знакомства:
.
К сожалению, чертежей в интернете не нашлось, но нашлась вот такая картинка:
.
Модель решено делать с размахом 1,5 метра, максимально разборной для перевозки и хранения.
После продолжительной возни в Компасе , приступил к постройке.
.
Как обычно, для моих моделей, основа внутренний каркас из пеноплекса толщиной 8 мм.
.
.
Хотите увидеть ближе жмите на фото раз и еще раз.
.
.
.
К каркасу приклеиваю шпангоуты, переднюю часть усиливаю тополиной рейкой 8х4мм.
.
.
Рейки нужны для крепления стоек центроплана верхнего крыла.
.
.
Строю дальше: гаргрот, сьемный лючок с кабиной. Для имитации обшивки на хвостовую часть наклеиваю рейки сечением 3х3мм.
.
.
.
.
Одновременно с фюзеляжем делался хвост и стабилизатор. По контуру согнул тополиную рейку 6х3мм, шпангоуты из пеноплекса 3мм. Рейка гнутся не хотела, пришлось место изгиба надрезать согнуть и склеить.
.
.
.
.
.
.
В каркас хвоста вклеены две угольные трубки диаметром 3мм, они нужны для крепления хвоста и стабилизатора. Обшивка - пеноплекс 1,5мм. Руль направления и руль высоты -угольная трубка, пеноплексовые нервюры и обшивка. Петли сразу ставлю на трубку (фото петель нет, конструкцию смотрите ниже в описании элеронов).
.
.
Нервюры центроплана верхнего крыла сделал из фанеры 3мм. Трубки диаметром 8мм будут креплением консолей крыла. Пластины из алюминия для крепления стоек.
.
.
.
Центроплан обклеен пеноплексом толшиной 4 мм, фюзеляж - 6мм, для имитации прогиба обшивки
часть фюзеляжа где приклеены рейки обклеена пеноплексом толщиной 3 мм.
.
С установкой верхнего центроплана пришлось помучится, этот узел в постройке был самым сложным, но уходить от оригинала не хотелось, да и выглядит он довольно эффектно.
.
.
Стойки - это слегка сплющенные трубки от антенны телевизора. Мелкие шурупы для крепления трубок были куплены в магазине запчастей к мобильным телефонам.
.
.
Сделал растяжки для хвоста, все как на оригинале.
.
.
Пора строить крылья. Сразу делаю нервюры с креплением для стоек.
.
.
Нервюры и стойки - фанера 3мм. В стойки врезал самодельные прямоугольные гайки, резьба М3.
На нервюры наклеил две накладки образующие паз для стойки и просверлил отверстие винта крепления.
.
.
Стойки с двух сторон обклеел тополиным шпоном толщиной 2 мм , нервюры облегчил.
.
.
Стойки готовы, они быстро и легко устанавливаются, достаточно закрутить четыре винта.
.
.
Крыло состоит из трех сосновых реек и пеноплексовых нервюр.
.
.
В верхнем крыле первая, четвертая и десятая нервюра из фанеры 3мм. Десятая это уже знакомая стойка, а на четвертой прикручен замок для фиксации крыла.
Замок был сделан из пластмассовой разделочной доски.
Принцип работы замка очень прост, при закручивании винта трубки из углеволокна зажимаются фиксируя косоль крыла. Нужно снять крыло - отпусти винт и консоль легко снимется с трубок.
.
.
В консолях нижнего крыла есть еще одна фанерная нервюра для монтажа сервы элеронов.
.
.
Крыло обклеено пеноплексом толщиной 4мм, часть крыла где имитируется провис тканевой обшивки
заклеено пеноплексом толщиной 2мм.
.
.
Теперь об элеронах. Их основа - это углепластиковая трубка, у верхних диаметром 3мм, у нижних
диаметром 4 мм. Нервюры сделаны из бальзы 1.5мм, кроме одной, которая сделана из алюминия и имеет скобу для крепления тяги. На трубки одеты кусочки стеклотекстолита выполняющие роль петель.
Нервюры на трубке зафиксированы циакрином. Алюминиевая нервюра приклеена эпоксидкой, она не должна провернутся при передаче усилий.
.
.
.
.
.
Вот так элерон выглядит на крыле.
.
.
Хочу заметить, что большое количество нервюр в крыле и элеронах cделано для придания схожести
с обшивкой крыла оригинала. На этом снимке хорошо видна получивщаяся фактура крыла и стабилизатора.
. .
Капот сделан из пеноплекса, технология описана здесь :
http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/1537/ кому интересно смотрите.
.
Все детали самолета были ошкурены и обклеены тканью для придания прочности. Ошкуривание и покраску приходится делать в гараже. Да и как оказалось, стандартная квартира очень не удобна для сборки модели с размахом 1.5 метра.
.
.
Краска - обычная нитроэмаль, купленная в хозяйственном магазине, продается в железных банках по 0.9 литра. Надписи и цифры были покрашены с помощью трафарета. Трафарет- это рекламная пленка с выбитыми на плоттере буквами.
Замечу, что покраска заняла гораздо больше времени, чем постройка всей модели. Но думаю это того стоило.
.
.
Трафарет из пленки нужно снять как только подсохнет краска. При длительном использовании пленки клеевой слой может остаться на модели, возможно в этом виновата жара, термометр в гараже показывал 32 по цельсию. Если все же клей остался - смываем его уайт-спиритом.
.
.
.
Чуть не забыл про нижний центроплан. Описывать не буду - все видно на фото. К нему крепится стойка шасси и при этом он сам крепится винтами к мотораме, вставленной в фюзеляж.
.
.
. .
Обтекатели колес сделаны из полистирола строительным феном методом выдавливания.
.
. .
.
.
.
Моторама вырезана из строительной фанеры 4мм, передняя честь, где крепится двигатель, из фанеры 6 мм. Моторама сделана вместе с отсеком для аккумулятора.
.
.
Моторама сьемная и, как я уже говорил, крепится винтами в паре с нижним центропланом.
.
.
.
До покраски верхняя часть капота была сделана сьемной - для доступа к моторчику и аккумулятору.
.
.
.
.
При необходимости капот можно снять выкрутив винты его крепления к мотораме.
.
.
Для размещения электроники и проводки есть сьемный люк под кабиной.
.
.
.
.
Покупные пластмассовые кабанчики плохо вписывались в концепцию модели копии. Поэтому, поработав напильником, сделал самодельные из алюминия.
.
.
Монтируются такие кабанчики прямо на трубку .
.
.
Так как хвост и стабилизатор сьемные и чтобы не возится с тягами при их снятии было решено поставить сервы внутри хвоста и стабилизатора.
.
.
.
.
.
Вот так выглядит привод элеронов. Кабанчик и вилочки сделаны из дюралюминия.
.
.
Если помните, одна нервюра в элероне была сделана из алюминия и имела скобу для крепления
тяги . Пришло время сделать эту тягу.
.
.
Тяга буковая рейка 6х3мм, наконечники из алюминия. Один наконечник вклеен намертво, другой
регулируемый на резьбе.
.
.
Собрав тягу придаю ей нужное сечение и крашу. Устанавливаю на место.
.
.
.
Ну и наконец, последняя деталь - растяжки крыла.
Долго не мог решить, как сделать их рабочими, а не просто для бутафории. После нескольких часов возни с дрелью и надфилем появились вот такие натяжные наконечники.
.
.
Для сборки нужно в резьбовой наконечник вставить растяжку (проволка нержавейка 0.8мм) и расклепать наподобии шляпки гвоздя. Длину подобрать так чтобы при натяжке осталось несколько
свободных витков резьбы.
.
.
.
.
Небольшая деталь, даже не знаю как ее назвать, из пластмассы для копийности.
.
.
Пару деталей из пеноплекса помогут в перевозке и хранении консолей крыла, и трубок для их крепления.
.
.
.
Ну и немного фото почти собранной модели.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Подведем итоги:
.
.
вес - 2400 без аккумулятора и регулятора (двигатель и сервы установлены)
размах - 1460мм
общая площадь крыльев - 60 кв.дециметров
площадь стабилизатора - 8 кв.дециметров
нагрузка на крыло при полетном весе 2.8кг составит - 46 гр/дцм.
.
Если не считать электронику, модель обошлась в копейку : кусок пеноплекса 50мм, кусок подкладочной ткани, три банки краски - желтая, белая, черная, ну и самое дорогое - умение и
желание сделать что-то своими руками.
.
К сожелению в полет не скоро. Модель не доукомплектована, а получить посылку сейчас в Донецк невозможно. Да и просто выйти в поле полетать опасно, город окружен злыми мужиками с автоматами...
.
Вот и все что я хотел Вам рассказать про Fk 12 Comet.
.
Есть еще у немцев самолетик который привлекает мое внимание:
.
.
но это уже совсем другая история.
.
.
Спасибо Всем кто читал мои статьи.
Большое спасибо Всем кто посчитал их полезными. От себя скажу что постройка копии увлекательное и захватывающее действие. Стройте и летайте, и перестаньте делать модели однодневки.
.
С уважением Рома.
.
По просьбам трудящихся прикрепляю файлик с чертежами:
для Компас 3D-V13 (Fk 12 Comet Для Паркфлаера..frw)
для любителей Auto CAD (Fk 12 Comet Для Паркфлаера.DXF)
и файлик CorelDRAW для вырезания трафаретов на плоттере (Fk 12 Comet Трафареты.cdr) .
.
Добавляю файлики с растровым изображением, для тех кто не любит чертежные программы,
картинки в натуральный размер поэтому немного тупят при загрузке (Fk-12схемаокраски.jpg)
(Fk-12основныеразмеры.jpg) (Fk-12крыло.jpg) (Fk-12фюзеляж.jpg) (Fk-12стабилизатормоторама.jpg)
(Fk-12стойкакрылакиль.jpg) (Fk-12подставкадлясборки.jpg)
.
Удачи в постройках и полетах.
.
Думаю многие из Вас не равнодушны к такому виду самолетов, как бипланы, мне к примеру они всегда нравились. Захотелось и мне добавить в свой "ангар" бипланчик, а еще лучше - полукопию.
.
Выбор сначала пал на Pitts. Но поразмыслив о сложностях очертаний (капот, законцовки крыльев и хвоста), решено было попробовать сделать Comet. Почему-то он показался конструктивно проще.
.
Итак Fk 12 Comet - небольшой биплан выпускаемый в Германии с 1997 года в одно и двух местной модификациях. Длина самолета 5,5 м, размах крыла 6,7 м, полетный вес 450 кг. Вот небольшое видео
для знакомства:
.
К сожалению, чертежей в интернете не нашлось, но нашлась вот такая картинка:
.
Модель решено делать с размахом 1,5 метра, максимально разборной для перевозки и хранения.
После продолжительной возни в Компасе , приступил к постройке.
.
Как обычно, для моих моделей, основа внутренний каркас из пеноплекса толщиной 8 мм.
.
.
Хотите увидеть ближе жмите на фото раз и еще раз.
.
.
.
К каркасу приклеиваю шпангоуты, переднюю часть усиливаю тополиной рейкой 8х4мм.
.
.
Рейки нужны для крепления стоек центроплана верхнего крыла.
.
.
Строю дальше: гаргрот, сьемный лючок с кабиной. Для имитации обшивки на хвостовую часть наклеиваю рейки сечением 3х3мм.
.
.
.
.
Одновременно с фюзеляжем делался хвост и стабилизатор. По контуру согнул тополиную рейку 6х3мм, шпангоуты из пеноплекса 3мм. Рейка гнутся не хотела, пришлось место изгиба надрезать согнуть и склеить.
.
.
.
.
.
.
В каркас хвоста вклеены две угольные трубки диаметром 3мм, они нужны для крепления хвоста и стабилизатора. Обшивка - пеноплекс 1,5мм. Руль направления и руль высоты -угольная трубка, пеноплексовые нервюры и обшивка. Петли сразу ставлю на трубку (фото петель нет, конструкцию смотрите ниже в описании элеронов).
.
.
Нервюры центроплана верхнего крыла сделал из фанеры 3мм. Трубки диаметром 8мм будут креплением консолей крыла. Пластины из алюминия для крепления стоек.
.
.
.
Центроплан обклеен пеноплексом толшиной 4 мм, фюзеляж - 6мм, для имитации прогиба обшивки
часть фюзеляжа где приклеены рейки обклеена пеноплексом толщиной 3 мм.
.
С установкой верхнего центроплана пришлось помучится, этот узел в постройке был самым сложным, но уходить от оригинала не хотелось, да и выглядит он довольно эффектно.
.
.
Стойки - это слегка сплющенные трубки от антенны телевизора. Мелкие шурупы для крепления трубок были куплены в магазине запчастей к мобильным телефонам.
.
.
Сделал растяжки для хвоста, все как на оригинале.
.
.
Пора строить крылья. Сразу делаю нервюры с креплением для стоек.
.
.
Нервюры и стойки - фанера 3мм. В стойки врезал самодельные прямоугольные гайки, резьба М3.
На нервюры наклеил две накладки образующие паз для стойки и просверлил отверстие винта крепления.
.
.
Стойки с двух сторон обклеел тополиным шпоном толщиной 2 мм , нервюры облегчил.
.
.
Стойки готовы, они быстро и легко устанавливаются, достаточно закрутить четыре винта.
.
.
Крыло состоит из трех сосновых реек и пеноплексовых нервюр.
.
.
В верхнем крыле первая, четвертая и десятая нервюра из фанеры 3мм. Десятая это уже знакомая стойка, а на четвертой прикручен замок для фиксации крыла.
Замок был сделан из пластмассовой разделочной доски.
Принцип работы замка очень прост, при закручивании винта трубки из углеволокна зажимаются фиксируя косоль крыла. Нужно снять крыло - отпусти винт и консоль легко снимется с трубок.
.
.
В консолях нижнего крыла есть еще одна фанерная нервюра для монтажа сервы элеронов.
.
.
Крыло обклеено пеноплексом толщиной 4мм, часть крыла где имитируется провис тканевой обшивки
заклеено пеноплексом толщиной 2мм.
.
.
Теперь об элеронах. Их основа - это углепластиковая трубка, у верхних диаметром 3мм, у нижних
диаметром 4 мм. Нервюры сделаны из бальзы 1.5мм, кроме одной, которая сделана из алюминия и имеет скобу для крепления тяги. На трубки одеты кусочки стеклотекстолита выполняющие роль петель.
Нервюры на трубке зафиксированы циакрином. Алюминиевая нервюра приклеена эпоксидкой, она не должна провернутся при передаче усилий.
.
.
.
.
.
Вот так элерон выглядит на крыле.
.
.
Хочу заметить, что большое количество нервюр в крыле и элеронах cделано для придания схожести
с обшивкой крыла оригинала. На этом снимке хорошо видна получивщаяся фактура крыла и стабилизатора.
. .
Капот сделан из пеноплекса, технология описана здесь :
http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/1537/ кому интересно смотрите.
.
Все детали самолета были ошкурены и обклеены тканью для придания прочности. Ошкуривание и покраску приходится делать в гараже. Да и как оказалось, стандартная квартира очень не удобна для сборки модели с размахом 1.5 метра.
.
.
Краска - обычная нитроэмаль, купленная в хозяйственном магазине, продается в железных банках по 0.9 литра. Надписи и цифры были покрашены с помощью трафарета. Трафарет- это рекламная пленка с выбитыми на плоттере буквами.
Замечу, что покраска заняла гораздо больше времени, чем постройка всей модели. Но думаю это того стоило.
.
.
Трафарет из пленки нужно снять как только подсохнет краска. При длительном использовании пленки клеевой слой может остаться на модели, возможно в этом виновата жара, термометр в гараже показывал 32 по цельсию. Если все же клей остался - смываем его уайт-спиритом.
.
.
.
Чуть не забыл про нижний центроплан. Описывать не буду - все видно на фото. К нему крепится стойка шасси и при этом он сам крепится винтами к мотораме, вставленной в фюзеляж.
.
.
. .
Обтекатели колес сделаны из полистирола строительным феном методом выдавливания.
.
. .
.
.
.
Моторама вырезана из строительной фанеры 4мм, передняя честь, где крепится двигатель, из фанеры 6 мм. Моторама сделана вместе с отсеком для аккумулятора.
.
.
Моторама сьемная и, как я уже говорил, крепится винтами в паре с нижним центропланом.
.
.
.
До покраски верхняя часть капота была сделана сьемной - для доступа к моторчику и аккумулятору.
.
.
.
.
При необходимости капот можно снять выкрутив винты его крепления к мотораме.
.
.
Для размещения электроники и проводки есть сьемный люк под кабиной.
.
.
.
.
Покупные пластмассовые кабанчики плохо вписывались в концепцию модели копии. Поэтому, поработав напильником, сделал самодельные из алюминия.
.
.
Монтируются такие кабанчики прямо на трубку .
.
.
Так как хвост и стабилизатор сьемные и чтобы не возится с тягами при их снятии было решено поставить сервы внутри хвоста и стабилизатора.
.
.
.
.
.
Вот так выглядит привод элеронов. Кабанчик и вилочки сделаны из дюралюминия.
.
.
Если помните, одна нервюра в элероне была сделана из алюминия и имела скобу для крепления
тяги . Пришло время сделать эту тягу.
.
.
Тяга буковая рейка 6х3мм, наконечники из алюминия. Один наконечник вклеен намертво, другой
регулируемый на резьбе.
.
.
Собрав тягу придаю ей нужное сечение и крашу. Устанавливаю на место.
.
.
.
Ну и наконец, последняя деталь - растяжки крыла.
Долго не мог решить, как сделать их рабочими, а не просто для бутафории. После нескольких часов возни с дрелью и надфилем появились вот такие натяжные наконечники.
.
.
Для сборки нужно в резьбовой наконечник вставить растяжку (проволка нержавейка 0.8мм) и расклепать наподобии шляпки гвоздя. Длину подобрать так чтобы при натяжке осталось несколько
свободных витков резьбы.
.
.
.
.
Небольшая деталь, даже не знаю как ее назвать, из пластмассы для копийности.
.
.
Пару деталей из пеноплекса помогут в перевозке и хранении консолей крыла, и трубок для их крепления.
.
.
.
Ну и немного фото почти собранной модели.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Подведем итоги:
.
.
вес - 2400 без аккумулятора и регулятора (двигатель и сервы установлены)
размах - 1460мм
общая площадь крыльев - 60 кв.дециметров
площадь стабилизатора - 8 кв.дециметров
нагрузка на крыло при полетном весе 2.8кг составит - 46 гр/дцм.
.
Если не считать электронику, модель обошлась в копейку : кусок пеноплекса 50мм, кусок подкладочной ткани, три банки краски - желтая, белая, черная, ну и самое дорогое - умение и
желание сделать что-то своими руками.
.
К сожелению в полет не скоро. Модель не доукомплектована, а получить посылку сейчас в Донецк невозможно. Да и просто выйти в поле полетать опасно, город окружен злыми мужиками с автоматами...
.
Вот и все что я хотел Вам рассказать про Fk 12 Comet.
.
Есть еще у немцев самолетик который привлекает мое внимание:
.
.
но это уже совсем другая история.
.
.
Спасибо Всем кто читал мои статьи.
Большое спасибо Всем кто посчитал их полезными. От себя скажу что постройка копии увлекательное и захватывающее действие. Стройте и летайте, и перестаньте делать модели однодневки.
.
С уважением Рома.
.
По просьбам трудящихся прикрепляю файлик с чертежами:
для Компас 3D-V13 (Fk 12 Comet Для Паркфлаера..frw)
для любителей Auto CAD (Fk 12 Comet Для Паркфлаера.DXF)
и файлик CorelDRAW для вырезания трафаретов на плоттере (Fk 12 Comet Трафареты.cdr) .
.
Добавляю файлики с растровым изображением, для тех кто не любит чертежные программы,
картинки в натуральный размер поэтому немного тупят при загрузке (Fk-12схемаокраски.jpg)
(Fk-12основныеразмеры.jpg) (Fk-12крыло.jpg) (Fk-12фюзеляж.jpg) (Fk-12стабилизатормоторама.jpg)
(Fk-12стойкакрылакиль.jpg) (Fk-12подставкадлясборки.jpg)
.
Удачи в постройках и полетах.
Весь самолет склеен клеем для потолочки, у вас это Титан. ПВА использован только для наклейки ткани. Циакрин применяю для приклейки углепластиковых трубок в элеронах и хвосте.
Хотелось бы больше информации по оклейке модели тканью: что за ткань, какой клей/лак/эпоксидка. Т.к. сам неделю назад оклеивал пенного гуппи электротехнической бумагой, самая легкая из тех, что была, на разведенном водой ПВА. Больше так делать не буду.
Я думаю, что ткань, по сравнению с бумагой пропитается намного лучше, и корка будет более монолитной. Вопрос с клеем, правда, открыт. Что использовать эпоксидку, лак или что-то еще? С эпоксидкой у меня не лады, то не сохнет, то сохнет так, что не успеваешь намазать.
"Ткань клеил целым куском на все крыло или фюзеляж. Для начала поверхность шлифуем и грунтуем ПВА, разбавленным чтобы при высыхании не оставались полосы. Ткань обязательно погладить, убрать складки. Ткань ложем на приклеиваемую поверхность и кисточкой сверху наносим клей ПВА одновременно разглаживаем пузыри и морщины. После высыхания ПВА ткань подрезаем и заворот клеим уже Титаном. Ну как то так."
Недавно в качестве эксперемента наклеел ткань на силикатный клей (в народе жидкое стекло) плотность получилась немного выше чем у ПВА.
Замечу что это касается только пеноплекса, на потолочке клей свернется.
Увеличить плотность можно акриловым клеем для приклейки пенопластовых карнизов и декора. Продается в виде тюбика для строительного шприца. Он
густой, поэтому выдавливаем в банку и разбавляем водой до нужной
консистенции. Наносим кисточкой и шлифуем наждачкой. В процесе постройки
я несколько раз уронил капот получив кучу вмятин, все исправил шпаклевкой
вышеописаным клеем. Но увлекаться нельзя все это добавляет вес, капот к
примеру после обклейки и шпаклевки с покраской потолстел на 14 грамм,
при весе 40гр. имеем увеличение почти на 35%.
Ну, и что касается пропитки - вы сначала бумагу вымачивали, прежде чем ее на модель напялить, и ПВА мазать?
Возможно я слишком критично сказал, что не буду пользоваться данной технологией. Скорее всего буду, но с некоторыми изменениями. Меня просто смущало, что ПВА слишком легко отстает от потолочки, хотя на шариковом пенопласте держится значительно лучше.
Вчера провел эксперимент. Нашел пару кусочков какой-то синтетической ткани, похожей на тонкий мягкий тюль. Один приклеил к потолочке не разведенным клеем, другой жидким. Второй вариант понравился больше.
А по поводу, суровых ударов, я считаю, что самолет не должен их получать.
А удары - да, конечно, еропланы не для этого делаются. Потому, если бы мы обсуждали планер, который предполагается затягивать в воздуся лебедкой, то однозначно здесь крыло надо делать с применением стекла, и путевой эпоксидной смолы. А так, вполне годится и крафт, только эта бумага бывает разной толщины, и, соответственно, веса, надо потоньше. Если нет крафт-бумаги, можно вполне себе воспользоваться газеткой, но потом либо красить, либо смириться с таким вот своеобразным дизайном в виде помеси планера и СМИ
Спасибо за наводку!
По поводу покраски. Из-за нее в основном и задумывалась оклейка не скотчем.
Модель начала нравится ещё без обшивки :). Такое ощущение, что цвета пеноплекса и "дизайн" внутренних элементов разрабатывался специально!
PS. К сожалению, не у всех такие способности, поэтому приходится делать модели-однодневки :)